Можно ли вернуть слух глухим и слабослышащим детям?

г. Самара,  Луначарского, д. 3,
тел.: 8(846)271-01-28

Виды нарушений слуха

Дети теряют слух по разным причинам: генетическим, врожденным или приобретенным.

  • Врожденные обусловлены различными факторами внутриутробного развития: перенесенные инфекционные заболевания мамы во время беременности, алкоголизм, прием антибиотиков.

  • Приобретенные также могут возникнуть из-за перенесенного ребенком инфекционного заболевания, вследствие травмы или долговременного воздействия шума. Нарушение слуха связано с повреждением внутреннего уха, а точнее важной его части – улитки.

  • Если повреждена большая область улитки, то речь идет о тотальной глухоте, если улитка повреждена незначительно, ребенка называют слабослышащим или тугоухим.

Причины

Поскольку восприятие речи – сложный процесс, в котором участвуют наружное, среднее, внутреннее ухо, слуховой нерв и кора головного мозга, то причиной фонемической регрессии могут быть почти любые нарушения работы этих структур.

  • Поражения наружного и среднего уха вызывают, как правило, обратимое нарушение слуха. Эти повреждения связаны с травмами или контузиями, приводящими к разрыву барабанной перепонки; инфекциями, вызывающими отек слуховой трубы и заполнение ее экссудатом; серными пробками.
  • Повреждения внутреннего уха, приводящие к ухудшению речевого слуха, чаще всего связаны с поражением волосковых клеток вследствие перенесенной инфекции, шумовой травмы, возрастных изменений или генетических аномалий. Воспаление соответствующего нерва также ведет к потере речевой чувствительности, однако эти поражения сопровождаются и общим снижением уровня слышимости.
  • При нарушениях центров головного мозга, отвечающих за слух (центральных расстройствах), нарушений тонального звука обычно не наблюдается, страдает только речевое восприятие. У взрослых пациентов эта патология наблюдается достаточно редко и связана с нарушениями мозгового кровообращения, травмами, абсцессами и новообразованиями головного мозга.
Читайте также:  Как избавиться от перхоти на голове навсегда

Реабилитация глухих: первичные и вторичные дефекты

Когда в кору головного мозга не поступают речевые сигналы (когда теряется слух), можно говорить о наличии приобретённого или врожденного дефекта развития. Его еще называют «первичным» или органическим.

Куда опаснее «вторичный» дефект, который возникает на фоне первичного. Мы говорим про немоту. Именно глухонемые дети становятся аутсайдерами, так как они не могут полноценно жить в обществе. Что делать?

Первичный дефект — дело поправимое, является медицинским аспектом. Вторичный дефект относится к проблемам педагогическим. Крайне важно не допустить возникновения немоты. А значит, нужно обеспечить все условия, чтобы этого не произошло. Во-первых, нужно работать над формированием слуховой базы у детей. На это и направлены коррекционно-реабилитационные мероприятия. Врачи советуют начинать их сразу после постановки диагноза. Выбор мероприятий зависит от степени и специфики патологии. Это может быть:

консервативная терапия; верботональный метод; слухопротезирование с помощью слуховых аппаратов; кохлеарная имплантация (то есть, операция по внедрению импланта).

Лечением нарушения слуха занимаются аудиолог, сурдолог, невропатолог, оториноларинголог

Огромного внимания заслуживают реабилитационные занятия для глухих детей:

педагогическая подготовка; социально психологическая помощь; физическая реабилитация.

Подобными мероприятиями занимаются дефектолог, детский психолог, социальный педагог, сурдопедагог, логопед.

Но сегодняшняя ситуация печальная. Страшная картина: дети глохнут дважды — сначала органически, затем по вине людей, функционально. Почему так происходит? Первая причина: после операции с детьми не занимаются. Вторая причина: не все после кохлеарной имплантации знают, как настраивать импланты. Третья проблема заключается в том, что детей возвращают в специальные группы, где используют дактилологию. Вопрос: как же могут произойти положительные изменения, если ничего не делается?! Неудивительно, почему у глухих детей развивается вторичный дефект.

Читайте также:  Аллергоз респираторный: симптомы, диагностика, лечение

Для чего нужны реабилитационные занятия?

Многочисленные исследования, проведенные в области детской сурдологии и аудиологии, подтвердили: сегодняшние методы реабилитация вполне эффективные, с их помощью можно добиться высоких результатов улучшения качества жизни слабослышащих детей.

Известно, что у глухих детей имеются остатки слуха, то есть, в улитке имеются не погибшие клетки. Получается, всё-таки эти островки живые, они ещё могут принимать речевую звуковую информацию. Однако, когда глухие дети не получают сигналы извне, здоровые клетки бездействуют и со временем приходят в состояние депривации: то есть, они просто погибают.

Крайне важно начинать своевременную работу по развитию слухового восприятия. Как отмечалось ранее, приступать к реабилитации нужно сразу после установления диагноза.

Всё в наших руках. В жизни есть масса примеров, когда профессиональные сурдопедагоги возвращали слух не просто слабослышащим, но и глухим детям. Всё зависит от того, сколько сил вкладывается в слуховое, речевое, социальное, интеллектуальное, нравственное развитие.

Желаем вам и вашим детям здоровья!

Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.

В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне. Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать.

Читайте также:  Паронихия - Воспаление вокруг ногтя: как убрать покраснение?

2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.

В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.

Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.