4 главные рекомендации, как научить ребёнка самостоятельности

Самостоятельность – это способность сделать что-либо своими силами, не прибегая к посторонней помощи. Ребёнок рождается совершенно беспомощным и зависимым от родителей. Они его кормят, укладывают спать, одевают, выводят на прогулку.

Другие статьи

  • 9 марта 2020 Боди-балет для начинающих детей: значение и чем он полезен

    Классический балет – высокое искусство, кандидаты проходят строгий отбор, чтобы поступить в балетную школу. И, к сожалению, не все проходят конкурс.

    Классический балет – высокое искусство, кандидаты проходят строгий отбор, чтобы поступить в балетную школу. И, к сожалению, не все проходят конкурс.

  • 9 марта 2020 Художественная гимнастика или балет

    Мамы девочек часто задумываются, что выбрать – балет или художественную гимнастику?

    Мамы девочек часто задумываются, что выбрать – балет или художественную гимнастику?

ырос абсолютно несамостоятельный ребенок. Как развить в тинейджере самостоятельность?

Источник

ырос абсолютно несамостоятельный ребенок. Как развить в тинейджере самостоятельность?
ырос абсолютно несамостоятельный ребенок. Как развить в тинейджере самостоятельность?
ырос абсолютно несамостоятельный ребенок. Как развить в тинейджере самостоятельность?

Почему мой ребенок несамостоятельный?

Почему мой ребенок растет совершенно беспомощным. Как это получилось? Скорее всего, вы очень тревожные родители. Стараетесь предупредить все ошибки, неудачи, которые могут иметь место при том или ином самостоятельном поступке ребенка. Ваша сверхзабота понятна – хотите оградить его от горечи поражения, неудач. А в результате вырастает безынициативный равнодушный человек.

Или же ваши требования непомерно высоки. И ребенок, чтобы не сделать что-нибудь неправильно и не огорчить вас, старается не проявлять самостоятельности. Ведь в этом случае и ответственности он никакой не несет за результат.

Самое интересное, что с первых лет жизни ребенок все хочет делать сам. И ему это интересно, доставляет удовольствие. Помните его слова: «Я сам»? Причем он действительно пытается помочь в различных делах, не равнодушен ни к чему его окружающему, во все вмешивается. И куда же это желание потом исчезает? Мы, родители, его педантично уничтожаем. Ежедневно, не жалея своих сил. Ребенок хочет, например, прибраться дома, но мы, вечно куда-то спешащие (бежим на работу, скоро придут гости, начинается интересная передача по телевизору и т.д.), не можем ждать и делаем это, естественно, намного быстрее и качественнее. Еще несколько раз ребенок, возможно, и попытается сделать что-то в плане уборки, но скорее всего вы опять перехватите у него инициативу. А потом уже и не допроситесь помощи, и когда захочется пожаловаться кому-нибудь на равнодушие вашего отпрыска к вам, одной убирающей квартиру, вспомните его попытки выполнить эту работу самостоятельно и вашу безжалостную демонстрацию его медлительности и неспособности быстро, как вы, привести дом в порядок.

У ребенка обязательно должны быть обязанности по дому. Если он категорически что-то отказывается делать, можно подобрать другие посильные дела. Например, не хочешь гулять с собакой, тогда возьми на себя поход в магазины за продуктами и т.д.

Так же и выполнение домашних заданий: ты сам не сможешь, допустишь ошибки, напишешь не так и не то. Результат: ваше чадо подрастает, вы уставшие приходите с работы, дома еще масса дел, да и отдохнуть хочется, а вас ждет ребенок с невыполненными заданиями, уже уставший, сонный, и нужно вместе делать домашнюю работу. Если отказываетесь помочь, ссылаясь на плохое самочувствие, усталость, у ребенка начинается паника, истерика, его преследует уверенность, что он обязательно допустит ошибки, получит двойки и это будет полной катастрофой. Вы уже сформировали у него убежденность, что сам он не может правильно что-то сделать, а ошибаться нельзя. Получается, что сами загнали себя и ребенка в угол, в безвыходную ситуацию. Попробуйте постепенно отучать его от вашего полного контроля, пусть начнет с самостоятельного выполнения хотя бы части заданий. Попросит помощь – не отказывайте, посоветуйте, объясните, но не делайте за него. Ведь школа – это работа вашего ребенка, а не ваша. Ответственность за полное и качественное выполнение своих обязанностей по учебе должна лежать на нем. И портфель за него не собирайте и не напоминайте об этом десять раз. Задания выполнил, но забыл учебник и тетрадь дома, а в результате – двойка? В следующий раз будет внимательнее и собраннее.

А как выбираются кружки, курсы, спортивные секции и т.д.? Советуетесь ли с ребенком? Ему же их посещать, а не вам. Конечно, чтобы найти любимое дело, необходимо позаниматься на дополнительных занятиях разных направлений. Если сын мечтает сейчас о компьютерных курсах, так как это нужно ему и для учебы, и для повышения самооценки, может не стоит отказывать, настаивая на бальных танцах, о которых вы мечтали когда-то в детстве, но не получилось? Или, как вариант, ходить на несколько кружков. Найдите компромисс, и постарайтесь всячески поддерживать разумную инициативу вашего чада, его стремление к новым знаниям, умениям.

Будьте внимательны к ребенку. Если он совершил какую-то ошибку, не добивайте его своим «я же говорила», «ты сам виноват» и т.д. Почему-то в этом случае родители особенно любят громогласно прогнозировать его не очень светлое и радостное будущее.

В раздраженном состоянии постарайтесь не говорить лишнего, о чем потом горько пожалеете: не опускайтесь до обзываний, насмешек, унижений. Корректно помогите ему найти выход из создавшейся ситуации, научите конструктивно и действенно решать возникшие проблемы.

Читайте также:  4 действенных способа мотивировать старшеклассника на отличную учебу

Больше доверяйте сыну или дочери в различных жизненных обстоятельствах: выполнение домашних заданий, сбор в школу, помощь по дому, выбор курсов, кружков и секций, участие в обсуждении планирования дня, недели, предстоящих покупок и т.д. И не забывайте хвалить.

Не сразу будет все получаться. Но ваши любовь, терпение, лояльность помогут ребенку стать уверенной независимой личностью, человеком, который умеет ставить цели, достигать их и объективно оценивать результаты.

    Likes(1)Dislikes(0)

    Источник

    ырос абсолютно несамостоятельный ребенок. Как развить в тинейджере самостоятельность?
    ырос абсолютно несамостоятельный ребенок. Как развить в тинейджере самостоятельность?

    Почему умение быть самостоятельным в детстве – важно?

    По Эрику Эриксону (известный немецкий психолог 1900 годов, создавший свою теорию развития личности) на втором и третьем году жизни у ребёнка развивается либо самостоятельность, либо в противовес ей нерешительность. В этот период своей жизни ребенок многое уже может по сравнению с первым годом жизни. Например, раньше не умел сам сидеть, самостоятельно ходить, толкать, открывать, закрывать – теперь он всё это умеет делать сам, и ТРЕБУЕТ от родителей позволения сделать эти вещи самостоятельно. Маленький ребенок наслаждается и гордится своими новыми способностями. Если родители позволяют ему делать новые для него действия, у малыша появляется чувство уверенности в своих силах и ощущение, что он владеет самим собой и в какой-то мере окружающей средой. Это и есть самостоятельность.

    В том случае, когда родители стремятся опередить ребенка и сделать все за него: обуть его, одеть, накормить, не позволяя ему самостоятельно даже ложку ко рту поднести, у него, в конце концов, вместо самостоятельности развивается стыдливость и нерешительность, и закрепляется ощущение, что он не может управлять собой и окружающей средой.

    Если из этого периода жизни ребенок выйдет с чувством неуверенности, это окажет неблагоприятное воздействие на его самостоятельность в подростковом возрасте и даже в жизни взрос­лого человека.

    В возрасте от четырех до пяти лет, по Эрику Эриксону, у детей формируется либо предприимчивость (инициативность), либо в противовес ей чувство вины.

    Ребенок в данном периоде жизни уже является обладателем множества физических навыков – например, он умеет ездить на трехколесном велосипеде, бегать, помогать маме на кухне или папе в хозяйственных делах. Он уже сам в состоянии придумывать действия и игры (раньше только мог подражать другим). На этой стадии развития ребенка очень важно, как родители реагируют на его действия. Так, например, у детей, которым позволено бегать, прыгать, резвиться, купаться в речке, бассейне, кататься на санках, коньках или велосипеде – вырабатывается и закрепляется предприимчивость.

    А еще в возрасте 4-5 лет ребенок становится почемучкой. И если родители не игнорируют его вопросы, отвечают на них, вместе с ребёнком отыскивают ответы в энциклопедии, у ребенка развивается интеллектуальная предприимчивость, которая благотворно влияет в дальнейшем на учебу в школе и на всю последующую жизнь уже в качестве взрослого человека.

    Если же постоянно ругать ребенка за то, что он прыгает, бегает, машет чем-то, кидает что-то, шумит, мешает и т.д., — у ребенка развивается чувство вины, и он уносит его с собой в следующий период жизни, где от него потребуется самостоятельность, инициативность, интеллектуальная предприимчивость при решении школьных задач.

    Таким образом, отсутствие самостоятельности в детстве, постоянная опека взрослых приводят к тому, что ребенок вырастает безынициативным и теряется перед малейшими жизненными сложностями.

    Что делать:

    Давать детям посильные задания, помогать и направлять, оказывать поддержку, хвалить за положительные результаты. Это позволит им почувствовать собственную значимость, приобрести полезный опыт и научиться справляться собственными силами.

    Как воспитать ответственность и самостоятельность у ребенка.

    Самостоятельный и ответственный: такое бывает!

    Как воспитать ответственность и самостоятельность у ребенка.

    Перед тем как воспитать в своем ребенке ответственность и самостоятельность, важно четко понимать, что входит в эти понятия. Иногда сами взрослые не до конца осознают, где разница между терминами и для чего такие качества нужны. Под ответственностью понимают возможность малыша устанавливать следствия своих поступков, под самостоятельностью – инициативность и умение отвечать за свои действия.

    Как воспитать ответственность и самостоятельность у ребенка.

    Малыш быстро овладевает этими качествами. В этот период родителям важно отказаться от гиперопеки. Помешать может и банальное желание взрослых мыть малышу руки, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, если он это уже умеет.

    Как воспитать ответственность и самостоятельность у ребенка.

    Как правильно привить ребенку самостоятельность?

    Как воспитать ответственность и самостоятельность у ребенка.

    Даже взрослые люди не всегда могут похвастаться сформированной до конца самостоятельностью. Виноваты в этом 2 крайности, которые уходят корнями в детство. В одних семьях, часто обеспеченных, ребенка освобождают от домашних дел. Все его свободное время уходит на подготовку уроков.

    Как воспитать ответственность и самостоятельность у ребенка.

    А в социально неблагополучных ячейках общества, наоборот, дети часто вырастают ответственными. Они сами принимают решения, обслуживают себя, учатся рассчитывать только на собственные силы. Педагоги советуют избегать радикальных методов, руководствоваться рассудком.

    Как воспитать ответственность и самостоятельность у ребенка.

    Перед тем как воспитать самостоятельность у ребенка, мамы и папы должны осознать: это качество заложено в человеке от рождения. Сначала малыш учится держать голову, требовать материнское присутствие криком, потом знакомится с миром через разбитые коленки и обрисованные обои. Но родители должны помочь крохе, чтобы самостоятельность укладывалась в рамки социального поведения, а не во вседозволенность.

    [1]

    Как воспитать ответственность и самостоятельность у ребенка.

    Старшее поколение обязано взять на себя обязанности:

    Как воспитать ответственность и самостоятельность у ребенка.

    Важно! Доверять в этом возрасте младших братьев или сестер, уход за четверолапыми питомцами пока не стоит. Достаточно, чтобы ребенок сам, без напоминания, выполнял санитарно-гигиенические процедуры, одевался, причесывался, завтракал и проводил свой день по графику.

    Как воспитать ответственность и самостоятельность у ребенка.

    Распорядок дня составлять лучше с родителями, постепенно сын или дочь научатся сами расписывать список дел. Обязательными пунктами станут пункты из серии «надо»: выполнение уроков, занятия в кружках или домашние уроки с бабушкой или репетитором.

    Как воспитать ответственность и самостоятельность у ребенка.

    Легко ли воспитать ответственность?

    Как воспитать ответственность и самостоятельность у ребенка.

    Быть в ответе за кого-то – значит, стараться исполнить долг перед ним, со всеми взваленными обязанностями. Это проще делать, когда малыш переступит порог хотя бы в 7 – 8 лет. Каждый родитель должен понять, что ответственность связана с самосознанием. Рационально оценивать, что сын или дочь должны, они могут только повзрослев.

    Как воспитать ответственность и самостоятельность у ребенка.

    Отлично стимулируют это качество простые упражнения, подготовленные взрослыми:

    Как воспитать ответственность и самостоятельность у ребенка.

    • Родителям придется самим выполнять все данные обещания. «Сказал – сделал» – первый принцип важной черты.
    • Читать добрые сказки, где герои не проходят стороной персонажей, нуждающихся в их помощи. Так воспитывается ответственность перед семьей, государством, перед своей совестью. Поучительными станут сказки «Все о Муми-троллях» Туве Янссон, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Муха, Полботинка и Моховая Борода» Эно Рауда.
    • Напоминать и контролировать.
    Как воспитать ответственность и самостоятельность у ребенка.

    Психологи считают, что наступление самостоятельности и начало ответственности берут свои истоки от финансов. Как только ребенок научился зарабатывать – он уже повзрослел. Подростки получают деньги за работу курьерами, наборщиками текстов, пионервожатыми в лагерях. Могут помогать родителям в их бизнесе, выращивать с мамой и папой овощи для сезонных продаж и так далее.

    Читайте также:  Дентофобия: как побороть страх перед стоматологом.

    Но некоторые педагоги считают, что разумное применение карманных денег – тоже начало пути во взрослую жизнь. Здесь крохе понадобится и рациональное мышление, и умение считать, думать, сопоставлять, терпеть, чтобы не растратить накопленное.

    Но если взрослые все же переживают, удалось ли воспитание ответственности у детей, можно поиграть в «больного». Пусть мама или папа притворятся больным с назначением постельного режима. Автоматически роль старшего возьмет на себя ребенок.

    Если он безоговорочно выполняет просьбы временно «недееспособного», старается ухаживать за ним, сам себя развлекает и выполняет обязанности взрослого, то воспитание было правильным. Будущим если не полководцем, то порядочным взрослым человеком на Земле станет больше. А это и есть миссия родителей.

    Как вырастить уверенного малыша

    В процессе воспитания перед родителями возникает не только вопрос о том, как воспитать в ребенке самостоятельность, но и как сделать его уверенным в себе. Для этого:

    • Хвалите за конкретное действие, процесс выполнения, приложенные усилия.
    • Перед сном говорите о своей любви, о том, что он сделал хорошего за день.
    • Доверяйте ребенку.
    • Советуйтесь с ним.
    • Устанавливайте правила, объясняйте их.
    • Слушайте, проявляйте интерес к его делам, увлечениям.
    • Объясните малышу, что мысли других людей могут отличаться от его и ваших взглядов.
    • Уважайте его. Не унижайте, не оскорбляйте, не смейтесь над ним.
    • Научите говорить нет, пусть даже окружающие скажут, что мама не воспитывает.

    Рекомендации для родителей

    Чтобы приучить ребёнка к организованности и самостоятельности, родителям нужно сдерживать свои порывы. Это нелегко, особенно для перфекционистов, которые при виде неправильно почищенной картошки или не до блеска отмытого пола впадают в истерику.

    Приведённые ниже рекомендации помогут научить детей самостоятельности и сохранить здравомыслие.

    Рекомендации для родителей
    • Проявить терпение и снисходительность. Увидеть различия между собой и ребёнком. У активного, общительного родителя может расти пугливый и медлительный малыш, и это нормально.
    • Снизить требования. Не стоит требовать блистательного результата с первой попытки, ведь это невозможно. Цель здесь – постепенное развитие, шаг за шагом. И каждое действие, выполненное самостоятельное, пусть даже не идеально, достойно похвалы.
    • Понизить уровень контроля. «Недостаток» самостоятельных детей в том, что они неудобны. Они могут не слушаться, а многих родителей это бесит. Как научить детей самостоятельности, если направлять их каждый шаг и требовать беспрекословного подчинения? Возможно ли это?
    • Лениться. Опытным путём установлено: самостоятельные дети растут у ленивых родителей. При сохранении необходимого баланса дети получают пространство для маневров, могут сами приготовить себе еду, подготовить себе одежду для прогулки, сделать уроки. А всё потому, что родители слишком ленивы, устали или заняты, чтобы делать все действия за детей. Баланс важен для того, чтобы дети не чувствовали себя отверженными, но с пониманием относились к тому, что в данный момент времени нужно сделать то или иное без помощи родителей.

    Занятие «Развитие у дошкольников самостоятельности, творческих способностей, инициативности в процессе двигательно – игровой деятельности»

    Развитие у дошкольников самостоятельности, творческих способностей, инициативности в процессе двигательно – игровой деятельности.

    Творчество – форма активности самостоятельной деятельности, приводящая к созданию нового.

    Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое, будь это предмет внешнего мира, или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

    Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

    Творческие способности легче и чаще всего проявляются именно в той деятельности, к которой у ребенка есть определенные склонности. Поэтому детей необходимо включать как можно в большее количество деятельностей. 

    Выявление и реализация творческого потенциала каждого дошкольника является одним из приоритетных направлений современной педагогики. Развитие детского творчества – сложная и актуальная проблема.

    Современный подход к ее изучению характеризуется стремлением к поиску эффективных путей личностного становления в условиях интеграции, взаимосвязи разных видов деятельности детей, таких как плавание, музыка, познавательная среда.

    Особым объектом освоения становится для ребенка собственное тело и телесные движения. Он с удовольствием бегает, прыгает, лазает. Дети могут видоизменять ранее усвоенные образцы движений применительно к новым условиям, придумывать новые движения; детские движения приобретают произвольный характер.

    Обратите внимание

    Дети «творят», создают. Следовательно , творческая деятельность есть самостоятельный поиск. Соответственно, основным критерием творчества является самостоятельность. Но для того, что бы ребенок творил, нужна развивающая среда, которую создают педагоги, родители.

    Развивать творческие способности можно в рамках любого вида деятельности. Рассмотрим плавание

    Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение.

    При обучении создаются условия для формирования личности, что способствует развитию целеустремленности, настойчивости, самообладания, решительности, смелости, дисциплинированности,   самостоятельности, творчества, а также умение действовать в коллективе. Умение плавать является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.

    Читайте также:  Аэрофобия: как избавиться от нее самостоятельно? Причины и лечение

    Методика обучения дошкольников плаванию в минимальной степени предусматривает развитие их творческой сферы. Дети используют полученные навыки в том виде, в каком они преподнесены педагогом.

    Существующая программа «Обучение детей дошкольного возраста плаванию» недостаточно решает поставленные задачи по воспитанию здоровой, творчески развитой личности ребенка.

    Поэтому я в своей работе использую различные подвижные игры и элементы синхронного плавания.

    Игра является механизмом, который позволяет ребенку быть креативным.

    Подвижные игры занимают основное место в развитие творческого мышления. Прежде всего это игры ,где ребенок может самостоятельно выбирать образ действий. В играх и упражнениях используются подражательные движения. (плывем как лягушка, дельфин, изображаем самолет…).

    Обучая детей элементам синхронного плавания, дети самостоятельно придумывают упражнения с предметами, для красоты и оригинальности группируются в пары, тройки, выполняют движения под музыку.

    Важно

    Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, формирования красивой осанки.

    Формирование самостоятельности у деток

    Пассивность и безынициативность — это основная неувязка подростков и малышей младшего дошкольного возраста. Самостоятельность школьников формируется еще тогда, когда ребенку не исполнилось 7 лет. Но предки нередко не присваивают этому значения, надеясь, что ребенок просто подрастет. Ранее же все они делают за него, не дожидаясь, пока он проявит инициативу. Но по сути школьный возраст сам по для себя не станет тем магическим периодом, когда ребенок вдруг начнет проявлять такие свойства, как ответственность и самостоятельность. Это некорректно, с зависимостью малыша от взрослого необходимо начинать биться еще в ранешном возрасте, когда малыш начнет сам ходить, есть и т.д..

    Равномерно ребенок должен без помощи других делать то, что ему под силу. А предки не должны очень вмешиваться в его деятельность, но должны учить свое чадо связывать его деяния с приобретенным результатом, другими словами ответственности.

    Как воспитать самостоятельность?

    Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь. Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых». Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

    умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах; умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого; умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности; умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат); умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности; умение переносить известные способы действий в новые условия.

    ЕСЛИ ВАМ ДО 3 летСамостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Уже в 1—2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!». В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Но на этом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой детского поведения. К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.

    КАК ВЫГЛЯДИТ НЕ-САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

    Основные ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте – это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором – синдром беспомощности. Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребенка. Причины разные: страх за него, желание уберечь от неминуемого поражения или презрительное отношение к его “глупым” затеям. Итог один – отмирание инициативности как первого звена в формировании самостоятельности. Естественно, не проявятся и все последующие ее компоненты. Конечно, предметная самостоятельность не отмирает полностью – просто переносится ребенком в другую сферу активности (например, в общение с взрослым) и начинает проявлять себя в неспецифической форме: ребенок “мается”, не знает, чем себя занять – то, что он хочет делать, ему не позволяют, а то, что разрешают, ему не нравится. Тогда он переносит свои проблемы на маму: капризничает, нарушает запреты, выводит ее из себя – короче, реализует свою потребность в независимости другим способом. Если позволить этим чертам закрепиться, к школе получится вполне сложившийся невротик, который без мамы не может учиться и общаться с ровесниками. Синдром беспомощности – это еще более глубокая задержка в развитии самостоятельности. У малышей нет даже того первого компонента самостоятельности, который все-таки присутствует у инфантильных детей – инициативы предметных действий. Этим детям все равно, чем играть, они могут долго заниматься одним и тем же делом, они редко меняют игровые предметы и абсолютно нелюбопытны.